ГРУППА "МАЛЫШКИ"

Суббота, 18.05.2024, 11:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду или, что необходимо знать родителям
09.09.2015, 11:24

Детский сад: как облегчить адаптацию?

Как выяснить, насколько ребенок готов к детскому саду?
Может присутствовать несколько признаков подобной готовности: ребенок с нетерпением ожидает, когда он пойдет в детский сад, он умеет общаться с другими детьми. Он терпимо относится к чужим взрослым, он умеет занять себя на некоторое время игрой, у него есть интерес к игрушкам и он не боится новых впечатлений.

В каком возрасте ребенка лучше отдавать в детский сад?
В период с шести месяцев до двух лет, у ребенка дважды проявляется волна страхов потери матери и страх чужого лица: с шести-семи месяцев до одного года и с полутора до двух лет. Так как у каждого ребенка свой темп развития, эти даты могут быть смещены, поэтому специалисты рекомендуют отдавать в детский сад не раньше двух лет. Этот вид страха – признак нормального развития ребенка, связанный с процессами осознания им своей привязанности к матери – узнавание её, получение удовольствия от контакта с ней, получение удовлетворения всех биологических потребностей.

Как заранее начинать подготовку к садику?
Начать положительно настраивать уже за год:

- родители могут разговаривать между собой положительно про детский сад: есть игрушки, хорошие педагоги, занятия проводятся «Такой хороший детский сад нашли, там есть…»

- убрать любые угрозы по поводу детского сада: вот пойдешь в детский сад, там тебя никто кормить (одевать) не будет…

- знакомить постепенно с детским садом: прогулки на территории в отсутствие детей, игры в песочнице, на горке, на качелях; ближе к поступлению в садик – игры в присутствии детей той группы, в которую будете поступать;

- вся семья настраивается на детский сад: создается режим дня как в детском саду, питание, игры, стиль общения как у воспитателей…

- если есть возможность, сделать фотографии детского сада и рассматривание их дома;

- самим родителям желательно заранее познакомиться со специалистами детского сада.

Чему в бытовом плане лучше всего научить ребенка?

В идеальном варианте, конечно, ребенка надо научить самостоятельно кушать, ходить в туалет, одевать и снимать одежду. Но так бывает редко: в основном, все эти навыки появляются уже в процессе посещения детского сада. Самое главное, это научить ребенка жаловаться на свое состояние или самочувствие: «я мокрый» или «я хочу в туалет», «тетя, надень мне носки», «я хочу пить» и др.

Бытовые навыки сформируются быстро, если родители с первых дней посещения детского сада будут поддерживать проявившуюся самостоятельность ребенка в еде или одевании.

Какие самые распространенные ошибки родителей, которые те делают в период адаптации ребенка?

- в последние дни перед приходом в детский сад или с первых дней посещения, начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску-пустышку, снимать памперсы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за полтора-два месяца до посещения, либо  после привыкания. Если педагоги будут настаивать, то устраните это только в детском саду, а дома, особенно ночью ребенок должен чувствовать себя комфортно. Дополнительная стрессовая ситуация только навредит ему.

- болезненно реагируют на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой, вообще не ходить в детский сад: обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Когда мы иногда не хотим идти на работу, мы сами себя уговариваем, стыдим. Ребенок так сделать не может, для этого у него есть родители, которые не должны соглашаться на уговоры ребенка и мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты – в детский сад…». Самая большая ошибка – уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее.  Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле – болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома.

Как лучше вести себя с ребенком, когда он только пошел в детский сад?

Прежде всего, спокойно и уверенно. Не тревожиться по пустякам. Нормально, если ребенок плачет в Вашем присутствии и быстро успокаивается, когда Вы уходите. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей. Разрешите свои тревоги с работниками детского сада в отсутствие ребенка.
Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна придти (перчатка, сумочка, платок, ключик, записка).

Дома постараться  по-больше общаться с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи (или сделав их заранее). Он все равно Вас вынудит с ним общаться, поэтому лучше это спланировать заранее. Расспрашивайте о детском саде, выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели …».
Обязательно выполняйте свои обещания, если пообещали забрать пораньше, после сна. Для объяснения, дробите процесс на составные части: покушаете, поспите и я сразу же приду. Соблюдайте режим посещения группы в период адаптации, предложенный специалистами. Затем лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают, а его – нет.

Конфликты родителей всегда тревожат ребенка, а в период адаптации к детскому саду – тем более. Если родители конфликтуют со дня его рождения – это для него привычная ситуация. Это его жизнь. Важно, чтобы конфликты не выходили за рамки привычной ссоры, не пугали ребенка. Не рекомендуется менять жизненную ситуацию: разводиться, переезжать – это усилит негативную сторону адаптационного процесса.

Почему ребёнок часто болеет?

Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации:

- Заболевание как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.
- Заболевание ребенка в детском саду может быть связано со смещением вины с родителей на педагогов. Родители сами часто испытывают вину за то, что вынуждены отдать ребенка в детский сад. Заболевание ребенка, так как ребенок находится дома, частично помогает снять с себя чувство вины и переместить его на педагогов ДОУ.

Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни:

Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло – говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова – с внутренним конфликтом; ноги – с нежеланием куда-то идти; дыхание – с удушающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием раздражения внутри, неумением его выражать.

Насколько по-разному проходит адаптация для мальчиков и для девочек?
Девочки привыкают к детскому саду быстрее, чем мальчики. У мальчиков повышенная привязанность к маме. Поэтому им лучше пойти в детский сад в два с половиной или даже три года. Девочки могут ходить в садик с двух лет.
Мальчикам для устранения излишней привязанности необходимо проводить подготовку по снижению привязанности: игры в прятки, обучение деловой игре, увеличивать периоды самостоятельной игры в отсутствие мамы. Общение с другими взрослыми; тренинг контактов с другими детьми – на прогулке, в гостях, посещение общественных мест.

Можно ли выделить разные типы детей по способу адаптации?

  • Дети с повышенной тягой к активной деятельности (пассионарные дети). Приходя в группу детского сада, они не сами подстраиваются под условия детского сада, а пытаются менять эти условия под себя: организуют деятельность (для себя и для других), громко плачут (другие заражаются их плачем и «подхватывают» плач). Но в целом, они быстро привыкают к изменению обстановки, видят в окружающих друзей, с которыми можно что-то делать (привыкание длится около двух недель).
  • Дети с умеренной тягой к деятельности (персистентные дети). Они терпеливо привыкают к новым условиям, усваивают новые правила, подстраиваются под них, перестраивают свои привычки. На это уходит достаточно много времени. Случаются различные заболевания, как проявление внутреннего конфликта между ребенком и окружающей средой (привыкание продолжается около двух месяцев).
  • Дети со сниженной тягой к деятельности (субпассионарные дети). Ближайшее новое окружение рассматривают как противников, от которых надо защищаться. Энергии не хватает, приспособление идет сложнее. Эти детки чаще болеют. Их болезни отличаются длительностью и осложнениями (привыкание в данном случае длится до четырех месяцев или более, в зависимости от заболеваний).

Сколько времени может занимать адаптация?
В норме, период адаптации длится полтора месяца и делится на следующие периоды:

  • Острый период (две-три недели)
  • Подострый период – 20-40 дней.
  • Период компенсации – через полтора месяца.

Первое время возможен даже регресс ребенка на более младший уровень: возможна потеря навыков пользования туалетом, речи, хождения, нарушение аппетита и сна.
В «острый» период  следует соблюдать рекомендации о времени посещения группы.

Основные признаки дезадаптации ребенка к детскому садику?  
- неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей) или наоборот –полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе. Замирание всех жизненных процессов: не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;
- длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней), или смена одного заболевания другим;
- глубокий регресс ребенка в развитии: утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации).

Дезадаптация может наступить, если:
- ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада и посещать специализированный детский сад);
- ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений);
- ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный);
- с ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль – учить играть вначале игрушками, а затем уже – с детьми;
- в семье нет положительного настроя на детский сад: это приводит к нагнетению отрицательного отношения к дошкольному образованию;
- если сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения (в таком случае родителям следует прорабатывать свое собственное напряжение, выявлять причины своего беспокойства и проговаривать его в отсутствие ребенка психологу, подруге, врачу, мужу);
- родители не хотят менять свой удобный и устоявшийся стиль жизни;
- ребенок по своей природе замкнут, застенчив, и тревожен.

Возникающие вопросы

Любые интересующие вопросы или ситуации следует обсуждать со специалистами детского сада, с целью выработки единого подхода к развитию, воспитанию и обучению ребёнка.

Интернет - источник: «МБДОУ "Детский сад №69"»  Дата публикации: 12.09.2013 Сумарокова Татьяна

Категория: Мои файлы | Добавил: Aleksandra240288
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [65]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0